С новыми силами
На четвертом году жизни «Октавия» второго поколения подешевела. Наконец-то! Теперь покупатели смогут по достоинству оценить немалое число плюсов этой машины.
Почти десятилетие нас убеждали, что «Шкода» – значит недорого. Машина не по классу взрослая внешне, добротная внутри – словом, почти «Фольксваген», только по чешской цене. Однако в 2004-м автомобиль нового поколения, с внутризаводским индексом A5, оказался на $4–4,5 тысячи дороже А4, который срочно переименовали в «Октавию-Тур». Учитывая по«фольксвагеновски» дорогие опции, в оптимальном оснащении некогда одна из самых доступных моделей «гольф»-класса стала одной из самых дорогих. Понадобился запуск завода под Калугой, чтобы цены наконец снизили. Причем «Октавия» подешевела больше, чем «Тур».
Снаружи и внутри
Внешность более взрослой и дорогой «Октавии», увы, мало чем отличается от «Тура». С кормы они и вовсе близнецы. У машин нет ни одной общей детали, однако глазу заметны лишь отсутствие декоративной планки над номерным знаком да крышка лючка бен зобака прямоугольной, а не круглой формы.
Но если забыть о предшественнице и сравнить A5 с прочими европейскими одноклассниками, то преимуществ у «Шкоды» немало. Главное из них – кузов солидных габаритов, который выглядит как столь желанный в России седан, а на деле оказывается практичным 5-дверным хэтчбеком. Такого сочетания нет больше ни у кого, кроме дешевого китайского «Амулета».
Другое проявление практичности – черные молдинги по периметру кузова. Гаражная воротина, стукнувшая по углу бампера, неаккуратный сосед по парковке, лихо распахнувший дверцу, – все эти неприятности не повредят лаку кузова вашей машины.
А в салоне и вовсе перестаешь жалеть о потраченных средствах. Потому как по благородству отделки, подбору материалов, их подгонке «Октавия» ровня машинам среднего класса. Благородное сочетание мягкого пластика и вставок под алюминий выглядит и стильно, и дорого.
Да и по вместительности «Октавия» одна из самых просторных в «гольф»-классе. Ширина дивана такова, что здесь без проблем поедут двое взрослых и ребенок. Места для ног и над головой хватит и тем, кто вымахал под метр девяносто.
Благодаря широким задним дверям на диван удобно садиться даже полным и высокорослым. Само сиденье – правильная по длине и форме подушка, с которой не сползаешь в дальней дороге, слегка обозначенный двухместный профиль и оптимальный угол наклона спинки. А кроме того здесь есть крючки для одежды на центральных стойках, дефлекторы воздуховодов, карманы в дверях и на спинках кресел, очень удобные подлокотники. Учтите, правда, что из-за расположенного почти горизонтально заднего стекла пассажирам может досаждать солнце. Так что не лишним будет за 2339 руб. заказать фирменную шторку. И о подстаканниках для путешествующих на «галерке» почему-то забыли. Их нет даже в опциях – неувязочка.
За рулем
Зато эргономика водительского места не вызывает никаких вопросов. Форма и диапазоны регулировки кресла таковы, что за рулем будет удобно и миниатюрной даме, и богатырю под два метра ростом. Подстаканников и подбутыльников здесь с избытком. Если последовали нашему совету и купили «Амбиент», к вашим услугам удобнейший «Джамбо-бокс». Крышка такого подлокотника регулируется по длине и углу наклона, а внутри могут ездить пара банок с водой, тут же есть AUX-вход для мобильных цифровых носителей. Тщетно искать огрехи в работе кнопок и рукояток магнитолы и климат-контроля, в расположении и усилиях на педалях. По этой части «Шкода» вполне может служить эталоном. Пластиковый руль на вид не слишком изыскан, зато оптимален по сечению и диаметру, ничуть не проскальзывает в руках.
И все же назвать эргономику образцовой не позволяют несколько минусов. Первый, в общем, мелочь – расположенный на горизонтальной оси джойстик регулировки зеркал. От левой кисти требуется неестественная гуттаперчевость, чтобы им управлять. Другой огрех посерьезней. Для меня, субтильного, посадка за рулем идеальна – не уставал даже после многочасовых пробегов. А вот заметно более упитанный коллега упирался правой ногой в широкую центральную консоль.
Не все ладно у машины и с обзорностью назад. Границ крышки покатого багажника водителю не видно, а не очень большие боковые зеркала ситуацию не спасают. Значит, в идеале надо заказывать парктроник. Фирменный недешев – 11 245 руб. Желающие могут несколько тысяч сэкономить, поставив у дилера неоригинал.
Грузим чемоданы
Впрочем, за трюм, что скрывается за большой пятой дверью, многие готовы не обращать внимания на такие мелочи. Багажник у «Октавии» прямотаки огромный, объемом более полукубометра – заметьте, до полки. По форме это почти правильный параллелепипед размером в основании 1060 на 1025 мм. Здесь запросто улеглись три наших мерных чемодана и осталось место для сумок помельче.
Сразу за колесными арками глубокие карманы, причем правый с сеткой. За крючок с левой стороны удобно крепить ручки пакетов с продуктами – так их содержимое не разлетится в быстрых поворотах. Разблокировать замок багажника можно как с брелока, так и коснувшись ручки над номерным знаком. Вот только за полку багажника надо доплачивать. Отлить удобную ручку в обивке двери тоже не удосужились. Вместо нее – резиновый тросик с утолщением на конце.
Зато если сложить спинку, погрузочная длина увеличится до 1, 72 м. Отодвинув до конца вперед и наклонив спинки передних кресел, выкроите еще сантиметров тридцать. Ко всему прочему получается пара спальных мест для любителей ночлега в машине.
С такими данными отпадает даже необходимость переплачивать за «Октавию-Комби». Обзорность назад, правда, у универсала значительно лучше. И на диване на 2 см больше места по высоте. По меркам «гольф»-класса такой кузов один из самых вместительных – 1620 л. Но самым удобным его не назовешь из-за высокого порога и ступеньки на полу от сложенной спинки.
Безопасность
За отличником тестов «ЕвроNCAP» «Гольфом» построенной на той же базе «Октавии» угнаться не удалось – лишь 4 звезды. Помешало отсутствие в начальной комплектации надувных «занавесок» и несколько больший риск травмы коленей. А вот арсенал средств, позволяющих аварии избежать, как и положено современной европейской машине, очень щедрый. ABS с усилителем экстренного торможения работает на твердую пятерку: усилие на педали, эффективность замедления такие, как и ожидаешь. Штатная противобуксовочная система – такую мало у какой малолитражки встретишь – помогает эффективному разгону, когда одно колесо на асфальте, а другое, к примеру, на льду.
За доплату можно купить систему динамической стабилизации – как отдельно, так и с механизмом, автоматически удерживающим машину при старте в подъем. Что касается средств защиты от кражи, то и здесь есть выбор: сигнализация с датчиком крена или без него. В любом случае, как показывает опыт, заказывать ее лучше с завода, чем ставить у дилера.
Наконец, крепления изофикс для детских кресел есть уже в базе, а любителям возить ребенка спереди в кресле спинкой вперед нужно доплатить 1709 руб. за отключаемую фронтальную подушку.
По дорогам…
В отличие от «Тура» – машины безопасной, спокойной, без искры драйверского задора – отличная управляемость, безусловно, несомненный конек «Октавии II». Причем на завидных дорожных способностях «Шкоды» не сказалось даже увеличение на 2 см клиренса при адаптации ее подвески для русских условий.
Я поездил на машинах обеих версий и ждал, признаться, что автомобиль с адаптированной подвеской, как это часто бывает, будет «мести хвостом» в поворотах, резко проваливаться в снос. Ничего подобного – академически правильные реакции в самых коварных, с изменяемой кривизной виражах «Октавия» демонстрирует в любом случае. Даже на щербатом асфальте в повороте на 120–130 км/ч машина не требует подруливаний. Плотная, жестковатая на мелких неровностях независимая подвеска позволяет колесам безболезненно миновать дорожные сюрпризы, а точный руль и высокие сцепные свойства шин «Данлоп-SP-Cпорт» удерживают машину на траектории.
Сюда бы мотор понапористей... Восьмиклапанный «фольксвагеновский» ветеран в 102 л. с. не позволяет полностью раскрыть великолепные настройки шасси. Он спокойно, уверенно везет с холостых, добавляет тяги на средних оборотах. Но несмотря на то, что четкая, как затвор автомата, коробка тоже подначивает ездить темпераментно, крутить двигатель выше 3500–4000 оборотов особого смысла нет. Шума будет больше, чем динамики. Даже парадные цифры разгона в 12,3 с до сотни не впечатляют.
Конечно, 115-сильный 1,6FSi лучше во всех отношениях. Он не только разгоняется на секунду быстрее, позволяет уверенно обгонять со 120–130 км/ч, но и бензина выпивает на литр меньше на каждую сотню. Эх, если бы разница между этими моторами была не 24 тысячи, а, к примеру, как у «Опеля», когда параллельно продавались 105- и 115-сильные «Астры-1,6», – всего 5000 рублей.
А вот переплачивать за 115-сильный мотор тем, кому необходим «автомат», смысла особого нет. С АКП редко гоняют мотор у красной зоны тахометра. И тут спокойный характер 102-сильной версии, наоборот, в тему. И о самом «автомате» стоит рассказать особо. Этот современный 6-ступенчатый агрегат сделал бы честь машине бизнес-класса. В режиме «драйв» он, как и положено, перебирает ступеньки очень плавно и незаметно. Если чуть касаться педали газа, переключения происходят уже на 2300–2500 об/мин. В таком режиме вам гарантирован напористый разгон без лишнего шумового сопровождения от мотора. Чем сильнее будете давить на газ, тем позже будут переключения.
Если время запаздывания при старте показалось великоватым, включайте спортивный режим S. Гидротрансформатор в этом случае блокируется почти мгновенно. Да и за умение осаживать машину, отщелкивая передачи вниз, – «автомату» пять с плюсом. Вот только за бюджет тройка – 54 тысячи это очень много.
К счастью, за превосходную шумоизоляцию доплачивать не надо. Обтекаемый кузов (коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,3), надежно укутанное днище и дверные проемы, слой мастики и пластика в чреве колесных арок делают «Октавию» одной из самых тихих в «гольф»-классе. Правда, сравнив «Шкоду», обутую в летний «Данлоп» и во всесезонный «Континенталь», сразу заметил, насколько тише катят по дороге последние. Тем, кому особенно важен уровень шума, сегодняшний рынок предоставляет широкое поле для экспериментов.
…и без них
К кратковременным путешествиям по грунтовым дорогам «Октавия II» приспособлена много лучше большинства своих соперниц. Обратите внимание, как не по-европейски возвышается она над землей. До стальной (штатной, заметьте!) защиты моторного отсека снизу 16 см – очень хороший показатель. Пороги уже на заводе обработали антигравием – мало кто проявляет такую заботу о долговечности. По нижней части бамперов проходит слой неокрашенного пластика. Так что если слегка притретесь о кочку, царапины не будут заметны. 15-дюймовые шины довольно высокого 60-процентного профиля тоже в тему на наших колдобинах. Противобуксовочная система ASR поможет подняться по скользкому склону. Если нужно будет вызволить засевший автомобиль враскачку, не забудьте ее отключить.
И все же, как большинство современных легковушек, «Октавия» с ее длинными свесами – 918 мм спереди и 1076 мм сзади – требует особой аккуратности при съезде с асфальта.
Эксплуатация, сервис
Плановое ТO предписано проводить каждые 15 000 км или раз в год. На все машины завод дает 2-летнюю гарантию без ограничения пробега. Обслуживаться можно у любого из официальных дилеров. Их сеть сегодня раскинулась по 35 городам России от Калининграда до Иркутска. Традиционно центров больше всего в Москве – 14 и Питере – 7.
Правда, стоит работа по меркам одноклассников немало. Зато в цену по-честному включены и расходные материалы, и все необходимые операции. Учтите, что уже ко второму обслуживанию придется расстаться с суммой от 7 до 11 тысяч рублей. Это нормально, учитывая, что к этому пробегу, как правило, подходят и сроки замены свечей, стеклоочистителей, на машинах с АКП еще и тормозных колодок.
Очередей на сервис нет. Можно найти дилера, который примет в тот же день, или записаться на любой удобный срок. На весь гарантийный период существует еще и такая услуга, как «гарантия мобильности»: бесплатно к месту поломки выезжают ремонтники, эвакуатор, по необходимости оплачивается ночевка в гостинице, предоставляется подменная машина.
Мы решили:
Солидная внешне, удобная и функциональная по сути, добротно и очень тщательно отделанная внутри, вместительная и подешевевшая с началом российской сборки, «Октавия», по крайней мере, не хуже японских и корейских одноклассников. Конечно, за 620 тысяч это не лучшее предложение на рынке. Но за такие деньги современный европейский автомобиль «гольф»-класса покупать можно.
Автор: Сергей Алексеев
-
Попасть в хорошие руки
Мы взяли на недельку новую чешскую «Шкоду-Октавия», чтобы вплотную познакомиться с машиной, которая скоро получит российскую прописку. ...
За рулем -
Вторая Octavia
Производить и продавать сразу два поколения одной и той же модели под одним названием — явление редчайшее в практике мирового автомобилестроения. Оно, конечно, понятно: потребитель успокоен тем, что старушка-Octavia еще ...
Автоизвестия -
Прямое включение
Гармонию мироздания то и дело нарушают законы «бутерброда», «вредности», «чизхолма» – называйте как угодно. ...
За рулем
Skoda Octavia A5